Антибиотики и антимикробная терапия


Экзамен по антибиотикам. Врачей научат распознавать микробов на расстоянии
Дата: 2003-04-15 00:25:00
Тема: События и мероприятия


Сотрудники НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) и кафедры клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии (СГМА) создали оригинальный учебный курс и авторскую компьютерную систему дистанционного обучения врачей современной антибиотикотерапии.

Инфекционные заболевания требуют лечения антибиотиками. Эту аксиому знают даже студенты медицинских вузов. И нередко ошибаются. Современными исследованиями установлено, что ровно в половине случаев назначаемые больным антибиотики им вовсе не нужны, а порой даже и опасны. И, тем не менее, устаревшая практика в абсолютном большинстве российских поликлиник и больниц жива, антибиотики мы по-прежнему употребляем в огромных количествах, что служит одной из причин роста множественной лекарственной устойчивости. Изменить ситуацию пытаются сотрудники Смоленской государственной медицинской академии - одного из признанных лидеров российской клинической фармакологии.

Здесь придумали и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и фармакопеи США (USP) реализовали систему дистанционного обучения врачей современной антибиотикотерапии. Сотрудники НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) и кафедры клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии (СГМА) создали оригинальный учебный курс и авторскую компьютерную программу. Они не копируют западные стандарты хотя бы потому, что у нас зарегистрированы и применяются чаще совсем другие антибиотики. Обучение индивидуальное, слушатели и преподаватели связаны при помощи современных информационных технологий - через Интернет и электронную почту.

- Сегодняшняя практика антибиотикотерапии в стране тревожна, - рассказывает профессор Леонид Страчунский, директор Института антимикробной химиотерапии. - Общение с врачами разного уровня показывает, что очень часто антибиотики назначают, когда они совершенно не нужны, например, при «чистых» операциях. И, напротив, не назначают при операциях, которые чреваты гнойными осложнениями. Антибиотиками лечат, к примеру, пневмонии вирусного происхождения, когда они совершенно бесполезны, а при пневмониях, вызванных пневмококком, используют совсем не те препараты, которые рекомендует современная наука. Поэтому нам очень приятно, что слушатели оказались активными и заинтересованными, задают множество не простых вопросов, в том числе и о конкретных пациентах. Это внушает надежду, что со временем мы будем лечить больных по самым современным принципам.

Курс антибиотикотерапии в медицинских вузах занимает всего четыре часа. Понятно, какими познаниями наделены их выпускники. Дальнейшее его изучение происходит на практике, то есть на уровне тех знаний, которыми рас полагают старшие коллеги в лечебных учреждениях. Эти познания давно отвергнуты современной медициной как устаревшие или неверные. За последние годы мировая медицина сильно продвинулась в клинической фармакологии.

144-часовая программа дистанционного обучения соответствует полному курсу специализации, только для нее не надо отрываться от работы и ехать за тридевять земель. Она состоит из трех частей. Сначала слушателей знакомят с «мишенью» - видами и особенностями поведения различных патогенных микроорганизмов. Затем дают им в руки «оружие» - знания о том, какие средства воздействую на эти микроорганизмы и как именно. И, наконец, учат тому, как оружием пользоваться, - конкретному выбору и применению лекарств. Обучение проходит в интерактивном режиме, в диалоге с преподавателем. Группы слушателей не большие, по 10-12 человек. Это связано с тем, что экзамен для получения сертификата проводится очно с выездом экзаменационной комиссии в регион, где набирается группа. По окончании курса врачам, успешно сдавшим его, выдается сертификат государственного образца.

Дистанционное обучение сегодня рассматривается как одна из приоритетных методик образования. И это понятно. Оно позволяет получать самые современные знания в любом, самом отдаленном регионе, резко сокращает затраты на образование, дает возможность учиться без отрыва от работы. Можно заниматься в любое удобное время и сразу же применять знания, полученные во время обучения.

Дистанционный курс по антимикробной химиотерапии в Смоленской государственной медицинской академии прошли уже 43 врача. Только что начала курс новая группа из 12 человек, живущих в Сибири.

В академии ясно видят перспективы развития дистанционного образования. Вскоре будет увеличен набор слушателей - в листе ожидания стоят 300 врачей, желающих пройти существующий курс. Но нужно расширять и тематику, считают здесь. Идет подготовка курсов по применению антибиотиков конкретно в педиатрии, акушерстве и гинекологии, хирургии. Смоляне готовы передавать технологию дистанционного обучения коллегам из других медицинских вузов России и СНГ.

- Главное, чему надо научить наших врачей, - это тому, что гораздо чаще требуется воздержаться от назначения антибиотиков, чем назначить их, - улыбается профессор Страчунский. - Но для этого действительно нужно много знать.

Тогда антибиотики действительно станут мощным оружием в борьбе с теми микробами, с которыми человеческий организм не может справиться сам.


Т. Батенева. Экзамен по антибиотикам.

«Известия»; 5 апреля 2003: Стр.8



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=170