Антибиотики и антимикробная терапия


Нежелательные лекарственные реакции у пациентов ОРИТ
Дата: 2009-06-29 09:05:00
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР


Согласно результатам проспективного наблюдательного исследования, у пациентов ОРИТ отмечается высокая частота возникновения и широкий спектр клинических проявлений НЛР, причём достаточно часто регистрируются серьёзные НЛР и одновременно несколько НЛР.

Пациенты, находящиеся в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), в большинстве случаев имеют нарушения со стороны многих органов и систем и изменения фармакокинетических параметров. В связи с этим у таких пациентов нередко развиваются нежелательные лекарственные реакции (НЛР).

Целью проспективного наблюдательного исследования, продолжавшегося 1 год, явилось изучение структуры НЛР, возникших у пациентов в ОРИТ, и сравнение характеристик пациентов, у которых развились НЛР, и аналогичной когорты пациентов ОРИТ, но без НЛР.

Из 728 пациентов, госпитализированных в ОРИТ, у 222 человек (28,4%) отмечались нежелательные лекарственные реакции. В 38,7% у одного пациента отмечалось несколько НЛР, причем вызваны они были одними и теми же лекарственными препаратами; в 37% случаев зарегистрированы серьёзные НЛР. Наиболее часто отмечались НЛР со стороны почек и нарушения электролитного баланса (21%). Спектр НЛР включал острую почечную недостаточность (11,4%), поражения печени (5,4%), гематологические нарушения (4,2%), судороги (3,3%), кровотечения из верхних отделов ЖКТ (3,3%) и НЛР со стороны кожи (3,3%). Лекарственными средствами, которые наиболее часто вызывали НЛР, были антимикробные препараты (27%). Из других лекарственных средств достаточно часто НЛР вызывал фуросемид (6,8%). Редко отмечались многоформная эритема, вызванная азитромицином и базисным противоревматическим препаратом лефлуномидом, васкулит, вызванный лефлуномидом, судороги, связанные с введением цефтазидима и поражения печени, вызванные цефтриаксоном. Количество сопутствующих заболеваний, полипрогмазия и длительность госпитализации были статистически достоверно выше у пациентов с НЛР по сравнению с больными, у которых НЛР во время пребывания в ОРИТ зарегистрировано не было. Три пациента (1,4%) погибли по причине возникновения НЛР.

Таким образом, данное обсервационное исследование продемонстрировало высокую частоту возникновения и широкий спектр клинических проявлений НЛР у пациентов ОРИТ, причём достаточно часто регистрируются серьёзные НЛР и одновременно несколько НЛР.


Joshua L., Devi P., Guido S.

Adverse drug reactions in medical intensive care unit of a tertiary care hospital.

Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2009 May 6. [Epub ahead of print]



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=1841