Антибиотики и антимикробная терапия


Анализ случаев гематотоксичности, ассоциированной с использованием линезолида
Дата: 2010-11-12 08:55:00
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР


В ходе крупномасштабного ретроспективного анализа, проведённого на базе Медицинского центра ветеранов (Оклахома, США), было выявлено, что частота развития тромбоцитопении и анемии у пациентов, получавших линезолид, выше, чем зарегистрированная в ходе клинических исследований III фазы.

Целью ретроспективного анализа медицинских карт, проведённого на базе Медицинского центра ветеранов (Оклахома, США), была оценка частоты развития связанной с использованием линезолида гематотоксичности и факторов риска, связанных с развитием гематотоксичности.

Объектом исследования были медицинские записи 444 пациентов (средний возраст 63,7 лет), которые получили в общей сложности 544 курса линезолида за период с 2004 по 2007 г.

Имевшие отношение к исследованию результаты лабораторных анализов регистрировались на исходном визите, периодически на протяжении курса терапии линезолидом и в течение до 31 дня после завершения курса лечения.

Частота возникновения тромбоцитопении 1-2 степени и 3-4 степени составила 7,6% и 5,2%, соответственно. Анемия 3-4 степени развилась в 18,8% всех случаев применения линезолида, при этом у каждого пациента исходно регистрировалась анемия 1-2 степени. Отмена линезолида из-за развития токсичности потребовалась в 35 случаях из 544 курсов лечения (6,4%).

Независимыми факторами риска развития тромбоцитопении 3-4 степени были исходный уровень гемоглобина менее 105 г/л, наличие иммуносупрессии и исходное количество тромбоцитов 50-99,9×10³/мм³. Независимыми факторами риска развития анемии 3-4 степени были наличие сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой системы, урологические заболевания, иммуносупрессивные состояния и исходное количество тромбоцитов 50-99,9×10³/мм³. Другими нежелательными явлениями, зарегистрированными на фоне лечения линезолидом, были диарея (6,6%), тошнота (4,4%) и рвота (4,0%).

Таким образом, в ходе данного ретроспективного анализа было выявлено, что, в целом, частота развития тромбоцитопении и анемии у пациентов, получавших линезолид, была выше, чем зарегистрированная в ходе клинических исследований III фазы. Возможно, это связано с тем, что в обычной клинической практике линезолид получают пациенты с сопутствующими заболеваниями, которые, как правило, являются критериями исключения в исследованиях III фазы. Клиницисты должны быть уведомлены о факторах риска, которые могут привести к развитию тяжёлых тромбоцитопении и анемии у пациентов, получающих линезолид, в связи с чем врачи могут прогнозировать развитие такого рода токсичности у определённой категории пациентов и должны рассматривать потенциально иные варианты лечения таких больных.

Minson Q., Gentry C.A.

Analysis of linezolid-associated hematologic toxicities in a large veterans affairs medical center.

Pharmacotherapy. 2010; 30(9): 895-903.



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=2033