Антибиотики и антимикробная терапия


Периферическая нейропатия и развитие синдрома Гийена-Барре на фоне терапии фторхинолонами
Дата: 2014-07-11 09:05:00
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР


Периферическая нейропатия является возможным осложнением системной антибактериальной терапии при назначении фторхинолонов. В то же время факторы риска развития данной нежелательной лекарственной реакции и её тяжесть, включая возникновение синдрома Гиейна-Барре, у различных препаратов данной группы точно не определены.

Периферическая нейропатия является возможным осложнением системной антибактериальной терапии при назначении фторхинолонов. В то же время факторы риска развития данной нежелательной лекарственной реакции и её тяжесть, включая возникновение синдрома Гиейна-Барре, у различных препаратов данной группы точно не определены.

В исследовании, выполненном сотрудником компании Eli Lilly, изучалась связь между применением фторхинолонов и развитием случаев периферической нейропатии и синдрома Гиейна-Барре на основании анализа случаев спонтанных сообщений, которые имелись в Системе сообщений о нежелательных явлениях Администрации США по продуктам питания и лекарственным средствам (FDA Adverse Event Reporting System) за период с 1997 г. по 2012 г. Отдельные препараты фторхинолонов анализировались по МНН и пути введения. В качестве единицы измерения диспропорциональности использовалось эмпирическое геометрическое среднее Байеса (Empirical Bayes Geometric Mean — EBGM) с 95% доверительным интервалом (EB05-EB95).

Всего было идентифицировано 539 случаев развития периферической нейропатии из 46257 сообщений о НЛР, возникших на фоне терапии фторхинолонами. Из всех периферических нейропатий 9% были представлены синдромом Гийена-Барре. Статистически достоверная диспропорциональность на фоне лечения фторхинолонами была определена для периферической нейропатии (EBGM 2,70; EB05-EB95 2,51-2,90) и синдрома Гийена-Барре (EBGM 3,22; EB05-EB95 2,55-4,02). Сигналы развития периферической нейропатии установлены для ципрофлоксацина (EBGM 3,24; EB05-EB95 2,87-3,66) и левофлоксацина (EBGM 3,36; EB05-EB95 3,02-3,72). Сигналы развития синдрома Гийена-Барре установлены для ципрофлоксацина (EBGM 4,15; EB05-EB95 2,94-5,74). Синдром Гийена-Барре и периферической нейропатии, соответственно, занимали 6 и 8 места среди всех репортируемых неврологических нежелательных явлений.

Таким образом, в данном исследовании установлена связь между применением фторхинолонов и развитием периферической нейропатии, а также продемонстрирована возможность возникновения и более тяжёлых форм периферической нейропатии, как, например, синдрома Гийена-Барре. В связи с этим, за исключением случаев, когда польза от применения фторхинолонов перевешивает возможный риск развития периферической нейропатии (например, случаи тяжёлой инфекции или заболевания, вызванного резистентными к другим АБП патогенами) врачам следует рассмотреть целесообразность применения других альтернативных антибиотиков.

Ali A.K.

Peripheral neuropathy and Guillain-Barré syndrome risks associated with exposure to systemic fluoroquinolones: a pharmacovigilance analysis.

Ann Epidemiol. 2014; 24(4): 279-85.



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=2439