Антибиотики и антимикробная терапия


Совместное применение антибиотиков и психотропных препаратов: существует ли риск для пациентов?
Дата: 2015-12-11 08:50:00
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР


Как показали результаты исследования, проведённого в Словении, пациенты психиатрических стационаров составляют группу риска по возникновению лекарственных взаимодействий между психотропными препаратами и антибиотиками.

Как показали результаты исследования, проведённого в Словении, 23% взрослых пациентов, которые получают лечение в психиатрическом стационаре и которым назначены антимикробные препараты (АМП), составляют группу риска по возникновению лекарственных взаимодействий между психотропными препаратами и антибиотиками. Данные лекарственные взаимодействия могут привести к возникновению нежелательных реакций или неэффективности лечения, а также значимо увеличивают стоимость лечения.

Наиболее безопасными для пациентов психиатрических клиник из АМП являются пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды и нитрофурантоин. Макролиды и фторхинолоны должны применяться с осторожностью.

В исследовании, проведённом в Словении, врачи оценили использование антибиотиков у 74 пациентов (средний возраст 58 лет), которые были госпитализированы в психиатрические стационары в течение 2 недель в декабре 2012 г. и 2 недель в мае 2013 г. Пациенты получали АМП в большинстве случаев для терапии инфекций мочевыводящих путей (62,2% случаев) и инфекций дыхательных путей (13,5%). Наиболее часто используемыми антибиотиками были амоксициллин/клавуланат (36,5%), ко-тримоксазол (25,7%), ципрофлоксацин (12,2%) и нитрофурантоин (6,8%).

В среднем, каждый пациент получал 2,96 психотропных препарата в дополнение к антибактериальной терапии. Возможный класс D лекарственных взаимодействий (т.е. наиболее серьёзные и выраженные по тяжести проявлений лекарственные взаимодействия, возникновение которых следует избегать) были идентифицированы в 22,9% случаев. Наиболее часто регистрировались лекарственные взаимодействия между квентиапином и ко-тримоксазолом (2,1 случай на 100 госпитализированных пациентов) и ципрофлоксацином и оланзапином (0,526 случаев на 100 госпитализированных пациентов). В большинстве случаев (82,3%) лекарственные взаимодействия были фармакодинамическими, особенно в случаях развития удлиннения интервала QT.

С целью предотвращения возникновения лекарственных взаимодействий врачам рекомендуется заменять у такого рода пациентов ко-тримоксазол на нитрофурантоин, а взаимодействия дулоксетина, миртазапина и оланзапина с ципрофлоксацином следует избегать или, в случае необходимости использования одновременно указанных выше психотропных препаратов и ципрофлоксацина, следует проводить временную корректировку дозы психотропных препаратов, поскольку они метаболизируются с участием ферментной системы цитохром Р450, которую может подавлять ципрофлоксацин.

Кроме этого, пациентам, получающих одновременно антибиотики и психотропные препараты, рекомендовано регулярно регистрировать ЭКГ, особенно в случае применения эсциталопрама и кветиапина в комбинации с ципрофлоксацином и ко-тримоксазолом. При исходном удлинении интервала QT или наличии анамнестических данных о развитии такого рода осложнения необходимо избегать этой комбинации.

Psychiatric hospital patients at risk for antibiotic-psychotropic drug-drug interactions.

Healio



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=2565