Антибиотики и антимикробная терапия


Факторы риска возникновения «пируэтной» желудочковой тахикардии
Дата: 2002-12-06 13:12:08
Тема: Безопасность лекарственных средств и НЛР


Ретроспективный анализ 156 сообщений о возникновении «пируэтной» желудочковой тахикардии (torsade de points), связанной с применением макролидных антибиотиков, показал, что факторами риска возникновения этого вида аритмий являются пожилой возраст, женский пол, сопутствующее применение лекарственных препаратов, удлиняющих интервал QT, а также наличие коморбидной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы. Следовательно, у пациентов с указанными факторами риска возникновения torsade de points при назначении макролидов необходимо тщательно оценить соотношение потенциального риска и пользы данного лечения.

Согласно сообщению группы исследователей под руководством Д-ра D. Shaffer из Управления по контролю продуктов питания и лекарств (Food & Drug Administration - FDA), США, факторами риска возникновения «пируэтной» желудочковой тахикардии (torsade de points) у пациентов, получающих макролидные антибиотики, являются пожилой возраст, женский пол, применение лекарственных препаратов по поводу сопутствующих заболеваний и богатый коморбидный фон.

Ученые провели ретроспективный обзор 156 сообщений о возникновении torsade de points, связанных с применением макролидных антибиотиков, поступивших в Управление по контролю продуктов питания и лекарств США за период с 1987 по 2000 г.

В половине всех этих случаев «пируэтная» желудочковая тахикардия возникала на фоне лечения только макролидными антибиотиками, без назначения других лекарственных препаратов, причем наиболее часто использовались эритромицин (53%) и кларитромицин (36%). При анализе остальных 50% сообщений была выявлена информация о сопутствующем назначении препаратов, удлиняющих интервал QT.

В 49% сообщений об использовании эритромицина содержалось указание на внутривенный путь введения препарата. Исследователи полагают, что внутривенное введение является независимым фактором риска возникновения torsade de points в связи с быстрым достижением максимальной концентрации антибиотика в крови. Среди пациентов преобладали пожилые женщины. У 42% пациентов отмечалась сопутствующая патология со стороны сердечно-сосудистой системы, чаще всего кардиомиопатия и застойная сердечная недостаточность, и у 1 пациента был выявлен врожденный порок развития сердца.

Исследователи подчеркивают, что в сообщениях особенно часто встречались указания на наличие таких факторов риска, как сопутствующая лекарственная терапия и патология со стороны сердечно-сосудистой системы. На основании этого авторы настоятельно рекомендуют тщательно оценивать соотношение потенциального риска и пользы лечения макролидами при назначении этих антибиотиков пациентам с перечисленными факторами риска возникновения "пируэтной" желудочковой тахикардии.


Shaffer D., Singer S., Korvick J., Honig P.

Concomitant risk factors in reports of torsades associated with macrolide use: review of the United States Food and Drug Administration Adverse Event Reporting System.

Clinical Infectious Diseases 2002; 35: 197-200.



Эта статья опубликована на сайте Антибиотики и антимикробная терапия
http://www.antibiotic.ru/

URL этой статьи: http://www.antibiotic.ru/index.php?article=78